Tan Dun (Тан Дун)

…эти места связаны с воспоминаниями из моего детства. Особенно памятна мне музыка этой деревни. Люди, вода, архитектура, — все это глубоко внутри меня, все это в моей крови.

Знаете, мне нравится наблюдать за людьми, стирающими одежду у реки, слушать этот шлепающий звук воды… Слышите? Это же джаз…

Музыка присутствует во всем и, если вы прислушаетесь, обнаружите, что все вокруг удивительно и прекрасно, абсолютно все!

Сельские жители дали мне многое в моем понимании оркестра. Почему играть надо именно так? А не так… или вот этак… И оркестр в моих руках зазвучал абсолютно иначе.

«Интернет симфония» предлагает платформу для выражения всего того, что вы желаете сказать через звуки вашего голоса, или любого инструмента, которым вы владеете, пусть даже немузыкальным, скажем, используя кухонные приборы, разбитый барабан, простые камни, воду, бумагу, — все, что угодно! Но ведь все это звучит, это язык вашего сердца!

Никаких технических ограничений – вот будущее музыки.

Иногда я сочиняю музыку, а иногда музыка сочиняет меня…

Биография

Ghost opera

«Во время чьих-то похорон вся деревня погружалась в сумасшествие… Специально обученные люди профессионально плакали, …их шаманских хор воспроизводил скорбные мелодии. В провинции Хунань, где я вырос, люди считали, что они будут вознаграждены после смерти за их страдания. Смерть была “белым счастьем”, и музыкальные ритуалы сопровождали усопшего на территорию новой жизни. При этом использовались самодельные инструменты: кастрюли и сковородки, кухонные инструменты и колокольчики».
Tan Dun

Владислав Петров. ««Призрачная опера» Тан Дуна: к определению концепции цикла»

Concert for orchestra and pipa

Несмотря на напрашивающееся традиционное распределение ролей (пипа – как национальный китайский стиль, струнный оркестр – классическая Европа), композитор создает смесь из стилей, где струнные-смычковые преимущественно играют щипком, скользят на глиссандо по грифу, используют атональные звуки, импровизируют.

Главное исключение – медленная третья часть, в которой пипа начинает мелодию в пентатонике в сопровождении приглушенных струнных инструментов. Развиваясь в традиционной западно-европейской манере контрапункта и гармонии, звучание постепенно обретает черты прелюдии до-диез-минор из ХТК Иоганна Себастьяна Баха. Дальше пипа молчалива… и возвращается лишь ближе к концу раздела со своей индивидуальной «китайской» темой.

Ву Ма (исполнитель партии на пипа) видит в этой части сердце всего концерта. Медленное движение, в котором «баховская и китайская мелодии сливаются в едином движении любви… кто сможет устоять и не поддаться их очарованию?!»

Death and fire / Dialogue with Paul Klee

Тана всегда привлекал оркестр своей мощью, и в форме Западной симфонии композитор нашел выражение ритуалу.

«Смерть и огонь. Диалог с Паулем Клее» – это персональный ответ выставке Клее, проходившей в музее современного искусства в Нью-Йорке. Произведение не стало буквальным описанием картин, но приняло форму диалога между композитором и художником.

«Клее старался найти простые средства для воплощения без горечи и пафоса глубоких, вселенских чувств», — говорит Тан Дун. «Избегая излишних премудростей, он создавал содержательную (концентрированную) простоту»

Первая, пятая и десятая части сюиты — это своего рода структурные опоры произведения. Первая часть – Животные в полнолуние (Animals at full moon) – ноктюрн, содержание которого сопоставляется с линейной графикой Клее; музыка последней части – J.S.Bach – отсылает нас к пониманию художником баховской линеарной композиции и контрапункта.

«Линия, которая в понимании Клее ассоциировалась одновременно с мелодией и динамикой, является главнейшим элементом в творчестве художника», — говорит Тан Дун. «Такая трактовка близка эстетике китайской музыки, которая, по сути, линеарна, гармонически сдержанна и которой свойственна глубина содержания, а не поверхностные эффекты».

Клее — музыкант?

1. Portrait

 tan-dun1

2. Animals at full moon

tan-dun2

3. Senicio

tan-dun3

4. Ad parnassum

tan-dun4

5. Twittering machine

tan-dun5

6. Self portrait

tan-dun6

7. Earth witches

tan-dun7

8. Intoxication

tan-dun8

9. J.S.Bach

tan-dun9

10. Death and Fire

tan-dun10

Elegy: Snow in june

Образное содержание элегии «Снег в июне» взято из драмы китайского поэта XII-го столетия Гуань Ханьцина «Тронувшая Небо и Землю обида Доу Э».

Молодую девушку казнят за преступление, которого она не совершала…

<p»>Сама природа знаменует о несправедливости: кровь не проливается на землю и воспаряет к небесам, густой снег падает в июне, а в округе на три года устанавливается засуха…

Tan Dun. Elegy: Snow in june. — ноты

Для меня сочинение музыки к фильму не отличается от написания оперы – оба жанра очень драматичны. Я люблю кино, люблю драму. Мне кажется, что фильм – это своего рода волшебное средство…

Если вы дадите мне рис, я не стану готовить ризотто, потому что я не знаю как! Но я приготовлю рисовые шарики, кашу или суп. Когда я использую скрипку, мне не хочется делать это так, как сделали бы это Шенберг или Респиги. Я знаю, как использовать пипа или кото, мне близка и понятна ритуальная музыка. Почему же я не могу попробовать использовать скрипку подобным образом?

tan-dun-foto

Добавить комментарий

4 × три =