Китайский композитор и дирижер Тань Дунь (Tan Dun) прослыл гением и экспериментатором. В его новаторских произведениях слышны необычные, почти шаманские звуки: журчание текущей воды, шорох рвущейся бумаги и звон фарфоровых чашечек.
Музыка Тань Дуня завораживает с первых аккордов, привлекая внимание все новых слушателей уникальным сочетанием элементов классического и неоклассического жанров, восточного и западного музыкальных стилей, традиционных и модернистских тенденций.
Музыкальный гений Тань Дуня признан не только в кругу поклонников классической музыки. Любители кинематографа знают его как автора саундтреков к фильмам «Герой» и «Крадущийся тигр, затаившийся дракон».
«Органическая музыка»
Настоящими шедеврами Тань Дуня стали его сочинения так называемой «органической музыки». Это четыре симфонических концерта, раскрывающих музыкальный потенциал таких природных материй, как вода, бумага, камень и керамика. По словам композитора, эти предметы олицетворяют для него китайскую культуру: течение реки Янцзы и два китайских изобретения – бумагу и фарфор. В 1998 году был исполнен «концерт воды» Water Concerto для перкуссии воды и оркестра, а спустя пять лет в 2003 году настала очередь бумаги в Paper Concerto для бумажных ударных и оркестра. В 2009 году состоялось первое исполнение Earth Concerto для керамики и камня и оркестра.
В 2008 году Тань Дунь тоже потряс музыкальный мир: он принял участие в проекте YouTube по созданию первого в мире симфонического интернет-оркестра, для которого написал интернет-симфонию Eroica. Как оказалось, композитор отличался тягой к музыкальным экспериментам с самого детства.
Композитор-шаман
Тань Дунь родился в 1957 году в деревеньке Чанша в провинции Хунань, где он и провел первые годы своей жизни на попечении у бабушки. Порою ему приходилось наблюдать деревенские церемонии и ритуалы в сопровождении примитивной музыки местного шамана. Именно в этот период жизни в сердце мальчика зародилось глубокое понимание народного искусства и некое мистическое восприятие природы.
С началом «Культурной революции» в начале 1960-х годов жизнь Тань Дуня резко изменилась: он был вынужден выполнять изнурительную работу, выращивая рис в коммуне Хуанцзинь. Молодой человек искал спасения в творчестве, посвящая все свое свободное время сочинению музыки и сбору местного фольклора. Вскоре жители соседних деревень стали приглашать его в качестве музыканта на свадьбы, похороны и другие праздники.
Найти хорошие музыкальные инструменты в деревне было невозможно, поэтому начинающему композитору приходилось экспериментировать. Иногда в качестве музыкальных инструментов он использовал кастрюли, ложки, горшки и тому подобную домашнюю утварь. Возможно, отсюда и берет свое начало страсть Тань Дуня к нетрадиционным звукам, которые он искусно вплетает в свои сочинения.
Понимание западных композиторов
По воле случая Тань Дун устроился на работу в оркестр Пекинской оперы в качестве скрипача и аранжировщика. В 1978 году политическая ситуация в Китае изменилась, и Тань Дунь стал одним из счастливчиков, поступивших в заново открывшуюся Центральную музыкальную консерваторию в Пекине.
Тогда ему впервые открылось бескрайнее музыкальное наследие западных композиторов. Погрузившись с головой в произведения Шонберга, Стравинского и Булеза, молодой композитор научился анализировать и интерпретировать музыку в соответствии со своими внутренними ощущениями, нередко полностью отрицая признанные теории, стили и правила построения музыкальных композиций.
После окончания консерватории Тань сразу оказался на передовой линии представителей нового поколения в искусстве.
В 1986 году Тань Дунь получил стипендию на обучение в аспирантуре Колумбийской консерватории и переехал в США. Очень быстро к нему пришли и мировое признание, и репутация одного из самых инновационных композиторов своего времени.На композитора обрушился поток наград, премий и приглашений дирижировать известными мировыми оркестрами.
За свою творческую карьеру Тань Дунь написал музыку к четырем операм: «Марко Поло» (1996), «Пионовый павильон»(1998), «Чай – зеркало души» (2002), «Первый император»(2006). Последняя была с огромным успехом поставлена в нью-йоркской Metropolitan Opera, а заглавную партию исполнял Пласидо Доминго. В коллекции композитора премии Шостаковича, Гравемайера, Гленна Гульда и множество других наград.
По материалам http://ru.gbtimes.com/kultura